otonia
Мне отвратительна любая система и идеология, основанная на принуждении и противоречащая природе человека.
Даже та же церковь имела своей целью не ломать подрывать исконные склонности человека, а оправдать и сохранить имеющийся порядок вещей, оправдывая наличие богатства у богатых и бедности у бедных.
Основа социализма - это насилие над природой человека. Попытка вмешательства в базовые инстинкты. Человек хочет иметь. Обладать. Владеть. В бесконечном потреблении кроется инстинкт человека, заложенный с древних собирательских времён. Инстинкт не лечится, он вечен. Потреблением не надо злоупотреблять, но и пренебрегать им тоже нельзя. Иначе бы при катастрофическом дефиците всего люди не превращались бы в озлобленную животную массу с каким-нибудь "квартирным вопросом". Не испытывали бы судорожное желание скупить побольше, попав в капиталистические страны.
Система общества построенная вокруг и для потребителя имеет множество тёмных сторон, но почему-то люди в такой системе, имея все возможности выбирать, покупать, иметь собственность ощутимо счастливее и психологически целостнее, чем те, кто всего этого лишены.
Мне просто не даёт покоя эта мысль. Почему, из всех мест на земле, именно Россию, самую большую по территории страну, затронула эта чума. Почему именно она стала местом проведения этого ужасного эксперимента, построенного на человеческих костях?
Знаете, из всех антиутопий, Дивный новый мир Хаксли меня в своё время напугал сильнее всего. Я не смогла сформулировать сразу, почему, и только сейчас до меня дошло: Хакли не зря начинает роман с экскурсии по человеческому инкубатору. Дивный новый мир действительно дивный, он не имеет изъянов, систему невозможно сломать. А всё потому, что людей там изначально, ещё в состоянии зародыша, конструируют как машины, закладывая необходимые инстинкты и характеристики. Это система построенная на счастье, доведённом до абсурда.
Был в Эйдзи Ёсикава примечательный эпизод, из того периода, когда Мусаси решил удариться в земледелие и "победить" ещё и природу, пока вдруг не дошёл до одной истины:
— Какой я дурак! — хлопнул себя по лбу Мусаси. — Хотел заставить воду течь там, где мне хотелось, и осадить почву по своему усмотрению. Ничего не получалось. Вода есть вода, а почва есть почва. Я не могу переделать их естество. Я должен научиться служить воде и защищать землю.
Мусаси по существу согласился с крестьянами. С этого дня он стал слугой природы. Он уже не навязывал ей свою волю, а следовал ее сути. И в то же время Мусаси увидел возможности, до которых не могли додуматься давние обитатели равнины.
Снова шел снег, сменившийся оттепелью. Равнина медленно впитывала мутную воду. К этому времени Мусаси осуществил свой замысел. Его поле уцелело.
«Это правило применимо и к управлению народом», — сказал себе Мусаси. В дневнике он записал:
«Не противопоставляй себя законам Природы. Прежде всего попытайся постигнуть ее законы».
Очень хрестоматийно и очень по-японски. Но вывод и правда хороший.
Даже та же церковь имела своей целью не ломать подрывать исконные склонности человека, а оправдать и сохранить имеющийся порядок вещей, оправдывая наличие богатства у богатых и бедности у бедных.
Основа социализма - это насилие над природой человека. Попытка вмешательства в базовые инстинкты. Человек хочет иметь. Обладать. Владеть. В бесконечном потреблении кроется инстинкт человека, заложенный с древних собирательских времён. Инстинкт не лечится, он вечен. Потреблением не надо злоупотреблять, но и пренебрегать им тоже нельзя. Иначе бы при катастрофическом дефиците всего люди не превращались бы в озлобленную животную массу с каким-нибудь "квартирным вопросом". Не испытывали бы судорожное желание скупить побольше, попав в капиталистические страны.
Система общества построенная вокруг и для потребителя имеет множество тёмных сторон, но почему-то люди в такой системе, имея все возможности выбирать, покупать, иметь собственность ощутимо счастливее и психологически целостнее, чем те, кто всего этого лишены.
Мне просто не даёт покоя эта мысль. Почему, из всех мест на земле, именно Россию, самую большую по территории страну, затронула эта чума. Почему именно она стала местом проведения этого ужасного эксперимента, построенного на человеческих костях?
Знаете, из всех антиутопий, Дивный новый мир Хаксли меня в своё время напугал сильнее всего. Я не смогла сформулировать сразу, почему, и только сейчас до меня дошло: Хакли не зря начинает роман с экскурсии по человеческому инкубатору. Дивный новый мир действительно дивный, он не имеет изъянов, систему невозможно сломать. А всё потому, что людей там изначально, ещё в состоянии зародыша, конструируют как машины, закладывая необходимые инстинкты и характеристики. Это система построенная на счастье, доведённом до абсурда.
Был в Эйдзи Ёсикава примечательный эпизод, из того периода, когда Мусаси решил удариться в земледелие и "победить" ещё и природу, пока вдруг не дошёл до одной истины:
— Какой я дурак! — хлопнул себя по лбу Мусаси. — Хотел заставить воду течь там, где мне хотелось, и осадить почву по своему усмотрению. Ничего не получалось. Вода есть вода, а почва есть почва. Я не могу переделать их естество. Я должен научиться служить воде и защищать землю.
Мусаси по существу согласился с крестьянами. С этого дня он стал слугой природы. Он уже не навязывал ей свою волю, а следовал ее сути. И в то же время Мусаси увидел возможности, до которых не могли додуматься давние обитатели равнины.
Снова шел снег, сменившийся оттепелью. Равнина медленно впитывала мутную воду. К этому времени Мусаси осуществил свой замысел. Его поле уцелело.
«Это правило применимо и к управлению народом», — сказал себе Мусаси. В дневнике он записал:
«Не противопоставляй себя законам Природы. Прежде всего попытайся постигнуть ее законы».
Очень хрестоматийно и очень по-японски. Но вывод и правда хороший.