Знаете, что при этом мы обсуждаем? Судебную систему, смертную казнь и законодательство.
Спросили меня как-то, что конкретно в Японии меня интересует. Понятно дело, что изначально было аниме. Я так и говорю обычно, чтобы сделать разговор короче, потому что вопрос этот входит в десятку самых популярных при знакомстве. Но потом...
- Сэнсей, - говорю - помните в августе обсуждался вопрос об изменении конституции и реформе сил самообороны Японии? Вот такие вопросы меня интересуют.
- А, - ответил Нишикава. - социум. - и сделал какую-то пометку в своём блокноте, потому что это была обязательная личная беседа классного руководителя с каждым из учеников.
Да, социум, общество, тот самый shyakai во всех своих проявлениях меня и интересует. Менталитет, законодательство, внешняя политика, внутренняя политика, история и культуру, сваленные в одну кучу и накрошенные в салат - вот идеальная пища для моих мозгов.
Поэтому я не могу не оживляться, когда мы смотрим на уроке новостной отрывок про недавний инцидент на Окинаве, где на девушку напал иностранец, а потом обсуждаем, а почему на Окинаве военные базы (kichi) США и хорошо это или плохо.
Поэтому я не могу не зацепиться за слово "смертная казнь" (shikei) и намеренно проталкивать тему в основные, нагло уводя разговор от изучаемого текста.
Ведь будучи представителем России в своём классе нередко делаешь для себя довольно забавные открытия. Например, когда поднимали тему военных баз на территории твоего государства, вопрос "а есть ли в России чьи-нибудь военные базы?" звучит дико и не правильно. "На территории каких государств есть ваши военные базы?" звучит куда более логично, но это же Япония, для неё актуальная реальность именно в первом.
Ещё более странно звучит вопрос о том, как можно бороться с проблемой нехватки ресурсов в теме про альтернативные источники энергии. Вводит в ступор, потому что проблема России не в их нехватке, а в том, что мы из этого сделали основу экономики.
Про смертную казнь получилось ещё смешнее, потому что обсуждать её начали без меня (я тупила в телефон) и говорили даже не о том, и я зацепилась лишь за обрывок разговора.
- Чего? - говорю я. - В Тайвани есть смертная казнь? И в Китае? И во Вьетнаме? И в...
- Ну да, - сказали мне. - А что, у вас не так?
По странному стечению обстоятельств Надежда и я были в классе единственными представителями страны без смертной казни и не скажу, что чувство было неприятным.
Впрочем, тема порадовала ещё и по лингвистическим причинам, потому что не далее как вчера со мной приключился забавный эпизод, который можно считать спойлером сегодняшнего дня. Я встретила слово "taikei" и по Фрейду перевела его как "телесное наказание", вчистую проигнорировав присутствие во втором иероглифе элемента "земля", который делает значение слова "человеческая фигура". Очень была озадачена полученным смыслом предложения и оставалась в этом состоянии до тех пор пока та же Надежда не спросила, не перечитала ли я фанфиков