Я не могла найти лучшего периода читать "Дороги и судьбы", ведь именно самой находясь заграницей, в азиатском мире, чувствуешь сильнейшее сходство ситуаций, даже если закрыть глаза на различие характеров (она более чувствующая, более творческая, смелая, решительная и талантливее в разы) и то, что я живу здесь впервые, а она - полжизни. Какие-то мелочи, которые по-отдельности не вызывают никаких чувств (ну гуманитарий она, ты тоже, и что?), сложенные вместе, вызывают мощный эффект узнавания, сильнейшей ассоциации с героем книги. Я как будто читаю в 3D. У строчек есть дополнительный объём, потому что я невероятным образом представляю многие ситуации до мельчайших подробностей не в силу собственной фантазии - которой у меня мало - а чисто за счёт собственного опыта.
Иногда это вещи почти универсальные. Она пишет про молодость, про мироощущение, “Но вот находили приступы тоски, вероятно потому, что не на чем было стоять, непонятно, чего хотеть, к чему стремиться, во что верить и что любить - а в юности это нужнее хлеба”, и сердце ноет и сжимается в узнавании. Да-да-да, хочется сказать мне, а потом я оказываюсь в Азии. Рука надёжно приклеилась к лицу, когда читала про то, как она пыталась быть переводчиком. Читала про частные уроки - и прятала голову в подушку. Она пишет про институт, про чувство бессмысленности и про то, насколько мимо он прошёл её жизни, и я думаю, что прекрасно её понимаю. Что мне был мой диплом? И сыграет ли он какую-нибудь роль в моей жизни?
Ситуация в мире по-своему тоже старается восстановить декорации. вторит. Возникает чувство, что мир задался целью добежать этот круг как можно скорее и начать новый раунд - снова с того места, где Россия закрывается, а тысячи иммигрантов шатаются по миру, пытаясь хоть как-то устроиться. Одновременно книга меня в некотором смысле пугает. Вот ты один-одинёшенек посреди большого мира, у которого практически нет границ (не будем говорить о советском союзе, там конечно всё было закрыто), и тебя кидает из стороны в сторону, как осенний лист на ветру. И ты знаешь, что чтобы выжить, надеяться можно только на себя. Особенно поразила история её младшей сестры. Расставались на короткий срок - а встретились в результате через двадцать лет. Подобные повороты судьбы пугают своей неуправляемостью.