Не уверена, буду ли я когда-нибудь претендовать на то, чтобы с уверенностью заявлять, что понимаю японцев. Тем более - древних японцев. Различие культур бывает порой слишком радикальное, а я вообще не люблю делать громкие заявления, потому что слова сказанные вслух имеют свойство тут же становиться неправдой. Поэтому судить американский фильм про японских самураев не буду, хотя и не всегда попытки режиссёра проанализировать эту культуру встречают моё понимание. Но в конце концов, я не самурай, и не американец. Не берусь судить о соответствии происходящего в фильме действительности не только за недостатком матчасти, но и по той простой причине, что в массовом кино кроме закона правдоподобия действует ещё и ориентация на зрителя. Говорить надо понятным зрителю языком, и нередко случается, что этот язык идёт в противоречие с экранизируемой культурой. Собственно, даже эта условность - американец в самурайском лагере - которая, по большому счёту не делает истории ни холодно ни горячо, может вызывать сомнения в возможности происходящего
как и самурай говорящий по-английски, но какой отличный ход для мгновенной ассоциации зрителя с героем!
Наверное, стоит рассматривать фильм "Последний самурай", как попытку популярно объяснить любому чайнику, что такое самураи, с чем их едят и чем они принципиально от нас отличаются. Мне кажется, цель была достигнута - смотреть было красиво, доступно, интересно и саундтрек хороший. Когда я смотрела этот фильм на заре увлечения Японией (не уверена, училась ли я уже в университете или ещё в школе), мне так и было - красиво.
читать дальше
В этот раз я пересматривала с несколько иными целями. Во-первых, сравнить впечатления тогда и сейчас, так сказать "с новым багажом знаний", как выразилась Лина. Во-вторых, проиллюстрировать себе дочитанную наконец главу о Сайго Такамори. И в-третьих, ознакомиться с чужим анализом этой истории и сравнить со своим восприятием. Все цели были достигнуты, я считаю.
В любом историческом фильме можно выделить как минимум два слоя истории: исторический фон событий (кто, когда, зачем, при каких обстоятельствах) и, собственно, история самого персонажа. Я осталась довольна по обоим пунктам.
Ни для кого не секрет, что у американского кино зачастую бывает, мягко скажем, своё видение истории и роли Америки в ней. Как и у любой другой страны, впрочем, но Голливуд в создании своей истории особо преуспел. Такое чувство, что сними кто фильм про Атлантиду, её тоже будут спасать американцы. И я была приятно удивлена тем, как аккуратно расставили в фильме акценты. Да, главный герой американец, но главный исторический конфликт при этом - он внутри страны. Это агония модернизации, конфликт эпох, поколений, если хотите, но он происходит исключительно между японцами. Если в том же Лоуренсе (в смысле, фильме "Счастливого рождества, мистер Лоуренс") в основу сюжета составляет противостояние двух культур - восточной и западной, то в Последнем самурае наличие иностранцев ничего не определяет и не решает. Они - сторонние наблюдатели, и сколько бы Олгрен не махал мечиком, он всё равно не способен был хоть сколько-то повлиять на события, хотя в какой-то момент и возникает впечатление, что это так. Олгрену, в принципе не до того, у него свой собственный конфликт - внутренний. И да, в финальной битве Олгрен играл при этом не последнюю роль, но как уже сказано выше - истории от этого ни холодно ни горячо.
Впрочем, не думаю, что создатели фильма ставили себе целью рассказать историю в соответствии с реальными историческими событиями. Всё-таки не случайно Сайго Такамори вдруг стал неким Катсумото. Это такая компиляция фактов, полная допущений, которая должна была наглядно объяснить, что у самураев всё не как у людей, и воевать за императора, но против правительства - это нормальное и вполне логичное положение вещей. Ну и прочие факты по мелочи, про бусидо, сеппуку, императора.
Про персонажа, наверное, говорить нечего, герой-проводник-в-другой-мир уже встречался нам неоднократно. Но мне, пожалуй, никогда не надоест смотреть историю про то, как одинокий странник обретает ДОМ. И из всего мира, из всего разнообразия мест на земле, попасть именно туда, где твоё сердце находит своё счастье и гармонию. А тот факт, что это уголок старой Японии в стремительно меняющемся мире - это бесценный бонус, за который я готова простить все недостатки сразу. Дело ведь вовсе не в том, что вот приехал главный герой в Японию, попривык там и уезжать не захотелось. Он изначально, будучи персонажем-американцем, обладает чертами (пусть и искажёнными) типично японского трагического героя. Иначе бы он не смог полюбить этот мир так, как он его полюбил. Не смог бы привлечь внимание Катсумото - который воплощает в себе в некотором смысле эти же черты, что дало им ключ к пониманию.
Олгрен не антагонист Катсумото (думаю, им является Омура, интересно, уж не реально-исторического Окубо имели ввиду), поэтому сложно говорить о конфликте востока и запада, как превалирующей темы фильма. Она есть, безусловно, но только постольку поскольку главные герои имея похожее отношение к смерти, не совсем согласны друг с другом относительно своего пути к ней.
"Вы верите, что человек может поменять свою судьбу?"
"Я считаю, что человек делает всё что может, пока судьба не откроется ему".
Этот диалог произошёл непосредственно перед финальной битвой, и здесь чувствуется попытки американского начала прогнуть свою западную философию. Катсумото, к счастью, ничего ему на это не отвечает, только смотрит сложным взглядом, и оно и к лучшему, потому что зритель сам может для себя решить, как он отнёсся к словам Олгрена. Мне-то кажется, что японский герой предпочитает ставить точку в своей судьбе согласно своему пониманию в правильное время.
Впрочем, конец их примирил. Каждый получил именно то, что хотел. Катсумото - достойный в его понимании уход на поле боя, распоров себе живот (оригинальный Сайго Такамори именно так и поступил), а Олгрен - обретя дом и мир с собой. Нет, они не антагонисты. Скорее Катсумото можно считать для Олгрена в некотором смысле духовным наставником, который помог ему найти себя и научил пути, который подарил ему гармонию. Япония уже была в нём раньше, но теперь она обрела форму. Что символично, после смерти Катсумото Олгрен не только доводит дело Катсумото до конца - приносит меч императору, но и произнося те же слова, что и Катсумото когда-то, окончательно принимает Японию.
Где-то в моём воображении, заражённым любовью к постмодернизму, Олгрен умер тогда - вместе с умирающим мирком самураев. И вернулся посмертно в место, где и обрёл дом, покой и счастье. Булгаковский покой, подобно Мастеру, если угодно. Фильм не даёт точный ответ на мой вопрос, что же с ним стало, но мне почему-то кажется, что создатели фильма со мной согласны.