я хотела написать о другом, но получился этот многобуквенный выброс, который я не буду перечитыватьЗнаете, в той книге на экзамен, Nice work, которую я умудрилась осилить за день, была персонаж, которая вызывала во мне взрыв мозга своей принципиальностью. Иногда подобная принципиальность и приверженность своей позиции может даже цеплять, и скорее всего так бы и произошло, если бы не. Она - преподаватель литературы на филологическом факультете. Какой-то там спецкурс по женскому индустриальному роману викторианской эпохи. Понятно, что это идеально отвечает замыслу автора. Но как, как, как можно всерьёз отстаивать этот свой филфак, как?
Маман называет меня блаженной. Говорит, что я вечно витаю в облаках, нахожусь не здесь.
Для меня филфак - это те самые облака. Полная оторванность от жизни. Миру не нужно столько филологов, сколько выпускают институты. Я встречаю бесконечное количество людей, которые прекрасно разбираются в литературе и прочитали даже большее количество книг, и для этого им не понадобилось поступать на этот факультет. Лингвистика - это в какой-то мере компромисс. Язык - это всё ещё филология, но уже земля. Средство общения, полезная вещь. Но я слишком несерьёзно к ней отношусь. Для меня это скорее хобби, и вся эта фонетика и теоретическая грамматика всё ещё видится мне абсолютно ненужным довеском, чьей-то глупой прихотью. Эти пять лет в университете были увлекательны, существенно расширили кругозор и в общем оказались неплохим спутником в моем взрослении (не то чтобы я являю собой образец мудрости, но в сравнении с моей версией пять лет назад эта хоть что-то из себя представляет). И всё-таки, даже свой взгляд на изучение языка я формировала на курсах, а не в стенах университета. Преподавание? Ахах, единственный полезный предмет сопровождался моей практикой вне университета и только потому был полезен.
Нельзя уходить в крайности, но я считаю, что тот чувак, которого играл Ретт Батлер в "Любимце учителя" имеет очень правильную позицию в отношении практики и университетов, заявляя, что всё это бесполезная трата времени, и только в работе получаешь знания. Силой любви и американского синематографа он своё мнение поменял, но в крайности действительно лучше не уходить). Я ни в коем случае не против высшего гуманитарного образования - нет. Я просто считаю, что оно во многом превратилось в фарс.
Впрочем, может и не зря меня зацепил тот чувак из фильма. Меня постоянно сопровождает комплекс неполноценности относительно моей так называемой учёбы в университете. Закрыть сессию, получить за предмет "отлично" - всё это звучит внушительно, но совершенно таковым не является. Учиться и соответствовать требованиям - две разные вещи в моём университете. Соответствовать требованиям - легко. Я на самом деле даже не помню, когда мне было по-настоящему сложно в университете. Может быть на первых курсах, когда я только-только поступила и ещё только привыкала к новой для меня системе. В школе - всё так же.
Знаете, меня уже некоторое время мучает дилемма. Когда студент никак не растёт в плане знаний и не развивается, вина ли это студента, который настолько ленив, что не может себя заставить учиться, или учителя, который не способен заинтересовать, замотивировать, заставить. Дилемма неразрешимая, потому что по большому счёту виноваты оба, но если начать обвинять кого-то одного, то это попахивает перекладыванием вины и сбеганием от ответственности. Если объективно. Если по доброму своему обычаю пытаться быть адекватной в своих суждениях.
Но в глубине души ответ на вопрос всё-таки имеется. Он эгоистичный и безответственный. Только мне кажется, что виноват всё-таки учитель. Если ты встал на эту дорогу, то учи, направляй, заставляй - что угодно - но добейся от человека знания. Глубочайшая ошибка воспринимать студентов как разумных существ. Это дети. Самородки встречаются, и это прекрасно, но в большинстве своём люди - это пассивное "я не хочу ничего решать, я хочу Захааааар!". Ничего они не хотят кроме развлечений. И вероятно они даже с негативом воспримут все попытки заставить их думать, трудиться, тратить большое количество времени на твой предмет. Однако когда этот ребёнок всё-таки сформировался, осознал своё истинное хочу в плане самореализации, то, что когда-то его замотивировали учить может сыграть не последнюю роль. Аукнется. Конечно, большой вопрос - когда. Когда проснётся эта сознательность. Некоторые люди остаются в пассивном состоянии на всю свою жизнь, предпочитая, чтобы кто-то другой их заставлял.
Но то - потом. А сейчас. Учиться сложно. Учиться не хочется.
Хочешь научить - учи. Не хочешь - зачем соваться?
Что угодно, главное не равнодушие, которое настолько частая вещь в современно образовании, что стала привычным делом.
Легко соответствовать требованиям, когда преподавателю пофиг. Вот сейчас мне хочется с силой треснуть себя по голове. Получается, я виню преподавателей в своей лени. И не то чтобы знаний нет. Балльно-рейтинговая система, знайте ли, мотивирует на посещение университета чуть чаще, чем это предусматривалось лет пять назад. Но качество их настолько отвратительное, что чувство, будто я купила их на рынке. Будем честными: специалист по английскому из меня никакой И я бы обвинила в этом исключительно себя и только, но я не настолько готова разыгрывать из себя Иисуса и брать все грехи мира. Я слушаю рассказы, читаю в избранном, как ходят люди пересдавать по десять раз один несчастный предмет. Ужасаюсь иногда даже, потому что для меня несколько раз выполнять одно и то же - это психологическая пытка, доводящая до истерики. Поэтому я сделаю всё, чтобы её избежать.
Я хамелеон. Я подстраиваюсь под характер, под систему, под требования. Так вот - мне сложно выдавать больший левел, чем ждет от меня система. Немного обидно, что моей системе ничего путного от меня не надо. И нет, не спрашивайте, что нужно лично мне. Если угодно - это проявление национального характера, которому необходим Грозный или Сталин, и метод кнута и пряника. Хотя, мне кажется, что не-равнодушие - это универсальное, а не национальное, просто в некоторых культурах функцию кнута и пряника выполняет не человек, а система, что более надёжно и долговечно, хотя и более топорно и не гибко.
Хорошие учителя - это как лотерея. Они есть, но их мало.
Вот например я. Не будем загадывать на будущее, но на теперешний момент я могу с грустью констатировать, что железных яиц у меня нет. Да и методика, откровенно говоря, хромает. Страдаю я от этого неимоверно, но если методика с опытом подтянется, а отрастут ли яйца - большой вопрос. Мне нравится учить. Но мне хочется учить хорошо, а я в этом плане начинаю себя разочаровывать. И я очень боюсь скатиться в это самое равнодушие, и почему-то почти уверена, что туда я и еду неспешно.
Но все эти путаные рассуждения об тонкостях учительства и образовании были лирическим отступлением, если ты ещё со мной, дражайший мой читатель (посты в голове пишутся разные, иногда я спорю с конкретным человеком, иногда внушаю прописные истины себе, а иногда я беседую с человеком без лица, спрятанном в глубинах интернета, как в погребе, и внимательно меня слушающем. сейчас именно тот случай).
Та лёгкость, с которой я получаю хорошие оценки, те перспективы, которые открывает передо мной филфак, развивает во мне сильнейший комплекс неполноценности перед другими специальностями технического характера. Хорошо там где нас нет, окей, но эта женщина из английской книги про постмодернизм не единственная, кто принадлежит к гуманитарной части земного шара и гордится этим.
У меня не получается. Выбрасывала вчера свои тетрадки по алгебре и физике, и понимала, что, благодаря ли хорошей учительнице, или же складу характера - но мне всё это нравилось не смотря ни на что. Не надо сожалеть о прошлом, я не пытаюсь представить, что было бы если я выбрала другую дорогу, но душа чего-то просит. Кажется, я всё-таки сожалею.
PS И ведь понятно, что лично мне никто ничем не обязан, но почему-то это не мешает моему я особенно остро реагировать на представителей этой профессии. Даже если это мои близкие люди.